Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Артикуляционная гимнастика

Дата: 27 февраля 2018 в 10:15, Обновлено 28 февраля 2018 в 16:47
Автор: Супрун И. Н.

Не все дети сразу начинают говорить правильно. Многие малыши в течение долгого времени учатся произносить слова так, как это делают взрослые, и нередко у них возникает необходимость обратиться к артикуляционной гимнастике. При ее проведении задействуется речевой аппарат, движения которого определяют фонетические особенности разговора крохи. Упражнения артикуляционной гимнастики Для четкой артикуляции необходима слаженная работа всех речевых органов. Чтобы добиться правильной дикции, ребенку часто приходится выполнять специальный комплекс артикуляционной гимнастики, который включает в себя определенные элементы. Исходя из того, какие проблемы имеются в речи крохи, подобные занятия могут иметь различный характер. Их цель – это выработка определенных положений и движений речевого аппарата, необходимых для правильной фонетики, или же исправление логопедических дефектов. Общая артикуляционная гимнастика Развитие речи деток происходит планомерно. Прекрасно, если заботливые мамы с младенчества будут периодически заниматься с сыном или дочкой забавными и веселыми упражнениями в форме игры, незаметно корректируя их произношение. Такие занятия полезны каждому. Для ребят, которые не имеют особенных проблем с речью, подойдет общий комплекс артикуляционной гимнастики, состоящий из следующего: 1. «Улыбка». Улыбнуться, как можно шире растянув губы. При этом ротовую полость видно быть не должно. 2. «Забор». Сильно сжать челюсти и улыбнуться. Удерживать 5 секунд. 3. «Бублик». Сжать челюсти, округлить губы наподобие трубочки и вытянуть вперед. Оставаться в такой позиции, считая до 5. 4. «Хомячок». Надуть щеки, сосчитать до 5 и расслабиться. 5. «Худышка». Как можно сильнее втянуть щеки, слегка приоткрыв рот. 6. «Посчитай». Нужно языком «посчитать» все верхние зубки. 7. «Маляр». Улыбнуться и открыть рот. Несколько раз провести языком по небу по направлению к горлу. Такие общеукрепляющие занятия, польза которых очевидна, подходят абсолютно всем дошкольникам, вне зависимости от состояния их речевого аппарата и других особенностей организма. Их нужно выполнять даже с теми детками, которые хорошо говорят для своего возраста, ведь подобные игры трудно переоценить. Кроме того, малышам очень нравится это развлечение. Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков С произношением шипящих у маленьких детей возникает большое количество проблем. Например, некоторым может потребоваться артикуляционная гимнастика для звука «ш», в которую входят: 1. «Чистим зубки». «Почистить» внутреннюю поверхность зубов в разные стороны. 2. «Трубочка». Поставить верхнюю челюсть на нижнюю, улыбнуться и подождать 3-5 секунд. После вытянуть губы трубочкой, 5 секунд оставаться в этом положении, после чего расслабиться. Артикуляционная гимнастика для звука «щ» будет выглядеть несколько иначе: 1. «Ветер». Подуть как можно сильнее. 2. «Одуванчик». Взять известный цветок и как можно быстрее сдуть с него все лепестки. Некоторым деткам может потребоваться артикуляционная гимнастика для звука «ж». Как правило, в нее входят: 1. «Грибок». Улыбнуться, обнажив челюсть, и постараться прижать язык к небу так, чтобы площадь соприкосновения была наибольшей. 2. «Гармошка». Изобразить улыбку и слегка приоткрыть рот. Постепенно ускоряя темп, открывать и смыкать челюсти. Артикуляционная гимнастика для звука «ч» в большинстве случаев выглядит следующим образом: 1. «Накажем язычок». Изобразить улыбку и быстро-быстро покусывать краешек язычка. 2. «Лопата». Высунуть язык и распластать его по нижней губе, стараясь дотянуться до подбородка. 3. «Чашечка». Стараться одновременно приподнимать кверху края языка. Комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих звуков Для этой группы лучше всего подойдет такая артикуляционная гимнастика: 1. «Кусака». Улыбнуться и протяжно сказать «и-и-и-и…». После этого, не меняя положения, поочередно кусать края слева и справа. 2. «Дуем на лопаточку». Немного высунуть язычок и опустить его к низу, а потом подуть на его середину. Это лучшие упражнения для постановки звука с. 3. «Катушка». Широко улыбнуться и расположить краешек языка на внутренней поверхности нижней челюсти. В спокойном темпе высовывать язычок и «вкатывать» его обратно. 4. «Блинчик». Поставить кончик языка за нижние зубы, слегка выдвинуть его вперед и быстро покусывать. Такая артикуляционная гимнастика для звука «з» помогает очень быстро поставить правильное произношение. «Месим тесто». Высунуть язык, положить его максимально низко и пошлепывать губами. Эта артикуляционная гимнастика для звука «ц» и других свистящих должна проводиться одновременно с дыхательными упражнениями. Ребенок должен управлять выдыхаемой струей воздуха с помощью ватки – в случае правильного выполнения этот предмет, поднесенный ко рту, должен заметно отклоняться. Если же этого не происходит, такая артикуляционная гимнастика бессмысленна. Артикуляционная гимнастика для сонорных звуков Данные фонемы нередко вызывают у маленьких детей серьезные затруднения. Так, огромному числу ребят требуется артикуляционная гимнастика для звука «р»: 1. «Цок-цок». Изобразить с помощью речевого аппарата, как цокает лошадка копытами. 2. «Кучер». Сомкнуть челюсти и сильно подуть. Если все выполнено правильно, губы должны вибрировать и слышен знакомый деткам сонант «тпру-у-у». Артикуляционная гимнастика для постановки звука «л» выглядит несколько иначе: 1. «Жало». Вытянуть язык, сильно напрячь его и сделать очень узким, наподобие жала. Удерживать это состояние 5-10 секунд. 2. «Маятник». Высунуть язычок и перемещать его в разные стороны 10-15 раз. «Пароход». Краешек языка высовываем и зажимаем, а потом протягиваем «ы-ы-ы-ы». Требования к проведению артикуляционной гимнастики Всем родителям детей дошкольного возраста необходимо знать, как проводится артикуляционная гимнастика. Делать ее необходимо каждый день, чтобы получаемые крохой навыки могли закрепляться. При этом не нужно слишком сильно нагружать маленького – уделять занятиям нужно лишь по 5 минут 3-4 раза в день.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.